Прочее

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 1)

Справедливо названный городом-музеем Петербург сосредоточил в себе бесценные памятники архитектуры, величественные монументы и изящные скульптуры. К особой группе памятников причисляют медали. Несмотря на миниатюрные размеры, они подчас не менее значимы для истории города на Неве.

Рождение русской медали произошло почти одновременно с возникновением Петербурга, правда первые медали как и крупные монеты нового образца были отчеканены в Москве на Монетном дворе в Кадашевской слободе. Большинство тех медалей было связано с событиями Северной войны, которые разворачивались на невских берегах. Так, в октябре 1702 года русские взяли шведскую крепость Нотебург, расположенную на одном из островов Невы. На лицевой стороне медали, посвященной этому событию, русский художник-медальер Федор Алексеев изобразил юного Петра в легких доспехах в окружении надписи «ЦАРЬ ПЕТР САМОДЕРЖЕЦ ВСЕРОССИЙСКИЙ». Оборотная сторона занята видом осаждаемой крепости, повторяющим гравюру Шхонебека. Круговая надпись «БЫЛ У НЕПРИЯТЕЛЯ 90 ЛЕТ ВЗЯТ 1702 ОКТ. 21 ШЛИССЕЛЬБУРГ» напоминает о том, что Нотебург некогда был русским Орешком, и объявляет о новом названии крепости, данным Петром — Шлиссельбург — т.е «ключ-город». Шлиссельбургская медаль известна в двух вариантах: в большом «памятном» формате и малом «наградном» для офицеров, принимавших участие в штурме. На этих медалях Петр изображен в лавровом венке. Шлиссельбургские медали положили начало медальным наградам, высоко ценившимся в русской армии.

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 1)

Впрочем, шведы не прекращали попыток возвратить в свои владение территорию дельты Невы. 6 мая 1703 года два шведских судна: восьмипушечная шнява «Астрильд» и десятипушечный бот «Гедан», дрейфовавшие в Финском заливе, были застигнуты отливом на мелководье. Петр I и Меньшиков, посадив в 30 лодок солдат Преображенского полка, взяли в плен оба судна. Гордясь столь смелым тактическим приемом, Петр в письме своему соратнику адмиралу Ф.М. Апраксина поздравил его с «сею никогда не бываемою викториею». Отголосок этих строк можно заметить в круговой легенде монетовидной медали России, посвященной этому событию. Слова «НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ» написаны на ее оборотной стороне вокруг изображения двух парусников, окруженных лодками. Сверху победа русского оружия венчается короной и лаврами. Автором медали стал все тот же Федор Алексеев и портрет ее лицевой стороны напоминает шлиссельбургский.

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 1)

Федор Матвеевич Апраксин, один из самых преданных соратников Петра I, был не только военачальником, но и талантливым руководителем. В частности, царь поручил ему руководство делами Монетной канцелярии и Московского монетного двора. Апраксина посвящена одна из самых первых персональных медалей, связанная так же с историей Петербурга. В мае 1708 года шведы предприняли одновременную атаку на суше и на море, стремясь возвратить себе земли, на которых уже строился Петербург. Апраксин, руководивший контратакой русских сил, блестяще отбил шведский натиск. На лицевой стороне медали в память об этом событии французский медальер Соломон Гуэн, работавший на Московском монетном дворе, изобразил погрудный портрет адмирала в длинном парике, плаще и доспехах. Оборотная сторона выполнена другим иностранцем — саксонцем Готфридом Гауптом. Динамичная картина, изображающая море с парусниками и бой на побережье, окружена надписью «ХРАНЯЙ СИЕ НЕ СПИТ ЛУЧШЕ СМЕРТЬ А НЕ НЕВЕРНОСТЬ».

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 1)

Back to top button