Прочее

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 2)

Первые годы существования Петербурга были достаточно тревожными. Город рос, несмотря на множественные сражения и перенапряжение русских сил. Полтавская победа и последовавший за ней год триумфальных побед решили исход Северной военной кампании против Швеции, которая затянулась еще на десятилетие. Стремясь оповестить Европу о военных успехах России, Петр I задумывает создание серии медалей, посвященных главным сражениям Северной войны. Он поручает самому просвещенному из своих сподвижников Я.В. Брюсу найти во время его пребывания в Германии «доброго мастера» для исполнения серии. Брюс заключил контракт с одним из известнейших медальеров Германии — Филиппом Генрихом Мюллером. В мастерской Мюллера в Аугсберге в течение 1713-1714 гг. были вырезаны штемпели для 26 сюжетов на события 1702-1714 гг. В 1716 году полный комплект штемпелей был привезен в Москву, где и были отчеканены золотые и серебряные памятные медали.

Серия в память о Северной войне предназначалась в основном для распространения за рубежом. На большинстве медалей лицевая сторона занята портретом Петра в окружении латинской легенды с его именем и титулом. Латинские же надписи (в основном цитаты из произведений Овидия и Вергилия) окружают изображения оборотных сторон. Мюллер дополнил гравюры с видами и планами сражений изображениями персонажей античной мифологии. Например, на первом плане медали в память о взятии Шлиссельбурга изображен Нептун, держащий в руках ключ, подчеркивая тем самым новое название крепости. На фоне расположена гравюра Шхонебека.

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 2)

Непосредственное отношение к истории Петербурга имеет еще одна медаль Мюллеровской серии — на взятие крепости Ниеншанц. Крепость находилась на территории нынешней Охты и была одним из опорных военных сооружений Швеции. На оборотной стороне медали изображен план крепости, а на первом плане Минерва с ключом в руке. Сверху по окружности цитата из Овидия «Так уступают великим», а внизу «новая крепость взята и разрушена 14 мая старого стиля». Год события заключен в верхней надписи и складывается из цифровых значений букв латинского алфавита, выделенных крупным шрифтом. Этот прием — хронограмма — использовался в медальерном искусстве Европы XVII-XVIII веков.

С особой торжественностью была оформлена медаль серии, посвященная основанию Петербурга. На ее лицевой стороне над аксонометрическим планом Петропавловской крепости и расположенными вдали одноэтажными строениями на другом берегу реки изображены Минерва с планом крепости Кроншлот на колене и Меркурий с портретом Петра. Выше по окружности идет надпись «Основывает сии крепкие стены» с хронограммой 1703. Внизу в обрезе «Петербург — крепость и гавань». На оборотной стороне изображена колесница Нептуна, запряженная морскими конями-гиппопотамами, и над ней надпись «Се трезубец, Финляндия!» и в обрезе «Установление плавания по Балтике». Впоследствии при чеканке медалей такое сочетание штемпелей нарушилось, и родился новый сюжет — «Открытие мореплавания по Балтике». Петр особенно гордился своим городом и часто дарил посвященную ему медаль.

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 2)

Вплоть до конца Северной войны Петербург не встречается на русских медалях, но стоит отметить изображение широкого вида города на морском берегу, где различимы несколько церквей на медали 1715 года, посвященной смерти супруги царевича Алексея Петровича, принцессы Брауншвейг-Вольфенбюттельской Шарлотты Кристины (2 июля 1694 — 22 октября 1715). Шарлотта скончалась в Петербурге после родов царевича Петра Алексеевича. Медаль в память о смерти была отчеканена на родине принцессы.

В 1721 году Северная война завершилась Ништадским миром. Празднества по поводу столь важного события были обставлены с особой пышностью. К этим дням был приурочен невиданный по объемам выпуск памятных и наградных медалей для участников кампании. Памятные медали чеканились с русскими и латинскими надписями для вручения их высшим сановникам и иностранным дипломатам. На их лицевой стороне изображен Ноев ковчег среди войн и летящий над ним голубь с масленичной ветвью в клювы. Северную войну по потерям и разрушениям сравнивали с потопом, отсюда и изображение ковчега. На втором плане медали имеется надпись «Союзом мира связуемы», под которой видны соединенные радугой силуэты Петербурга и Стокгольма. Родившийся в ходе войны Петербург объявлялся столицей Российской Империи. Примечательно, что именно во время празднования Ништадтского мира Петр I был объявлен императором. данная медаль является своеобразным рубежом, с которого отсчитывается существование Петербурга как российской столицы.

Начало медальной истории Санкт-Петербурга (часть 2)

В последующие годы, вплоть до середины XVIII века Петербург редко появляется на русских медалях. Во второй половине столетия, которое считается периодом расцвета русского медального искусства, появится множество медалей и монетовидных жетонов России, увековечивших этапы дальнейшего развития Северной столицы.

По материалам Е. Щукиной (Государственный Эрмитаж)

Back to top button