Прочее

Из истории создания Московского монетного двора (часть 1)

Создание денежного дела в Москве связано с именем великого князя Дмитрия Ивановича. Именно при нем во второй половине XIV века чеканились первые серебряные монеты Московского княжества.

Производственная деятельность Московского монетного двора сокращается в последней четверти XVIII столетия, так как при Екатерине II на первый план по значимости выдвигается монетный двор в Петербурге.

В Петербурге готовили проекты новой продукции и штемпельный инструмент, рассылая его на периферийные предприятия, к которым тогда относился и ММД. Последний раз он привлекался к перечеканке медных монет в 1797 году, проводившейся по велению Павла Первого, и с тех пор вплоть до 1942 года в Москве не было действующего предприятия подобного профиля.

Материалы Российского Государственного исторического архива, связанные с историей Петербургского монетного двора, свидетельствуют о намерениях правительства в 1915-1917 годах эвакуировать монетное производство из столицы в глубь страны. Этот период в истории ПМД наиболее интересен многочисленными проектами и предложениями, имеющими непосредственное отношение к нумизматике последних лет царской чеканки.

Финансовые и экономические трудности времен Первой мировой войны высветили недостатки организации монетного производства и отставание его мощностей от потребностей внутреннего и внешнего рынка. Несмотря на усиленный выпуск бумажных денег и чеканки монет, в стране к 1915 году стал ощущаться «разменный» голод. В этих условиях Министерство финансов совместно с представителями Монетного двора разработало основные положения плана выхода из кризиса:

  1. Строительство электростанции на территории ПМД для полного перевода производственных мощностей на дешевую энергию.
  2. Заказ отечественным поставщикам новых чеканочных прессов и другого оборудования для монетных переделов.
  3. Постепенный отказ от чеканки монет из золота, серебра и меди. Переход на выпуск более рентабельных и долговечных никелевых и бронзовых монет с пониженным содержанием драгоценных металлов.
  4. Создание временного Монетного двора (отделения ПМД) для чеканки монет за пределами столицы.

По мере развития событий в стране возникали и рассматривались другие предложения. В частности, было предложение о полной реконструкции монетного двора и его эвакуации на период ремонта в безопасное место Империи. Еще предлагали разместить заказ на чеканку серебряных разменных монет в Японии. Наконец, поступило предложение о строительстве нового монетного двора в Москве.

В первую очередь, получил дальнейшую разработку вопрос о замене серебряных и медных монет Николая II на никель (мельхиор) и бронзу — об этом свидетельствуют пробные экземпляры монет из этих материалов, отчеканенные в 1916 году. В те же годы некоторые массовые награды стали изготавливать из «желтого» и «белого» металлов.

Балтийский завод получил заказ на изготовление 15 чеканочных прессов. Московскому заводу Бромлей было поручено изготовление 5 прокатных станов. Одновременно с этим предпринимались попытки закупить оборудование за границей. План реконструкции был запущен — правительство ассигновало средства для постройки заводской электростанции.

В 1916-1917 гг. по заказу России на японском монетном дворе в Осаке были отчеканены монеты достоинством в 10 и 15 копеек на общую сумму 21.5 миллион рублей. В то же время Петербургский монетный двор работал в круглосуточном режиме: с 1915 года его производительность выросла почти на 80% в условиях недостатка снабжения.

В августе 1916 года временно исполняющий обязанности начальника Монетного двора Э.И. Бабаянц доложил, что оборудование ПМД устарело и износилось, поэтому его остановка через 2-3 года неминуема. Имеющееся в распоряжение время необходимо было использовать для создания временного монетного предприятия в Москве. Впрочем, вопрос о чеканке монет в Москве рассматривался не иначе как в совокупности с проблемой полной реконструкции ПМД. Для поиска места размещения временного монетного двора в Москву были командированы профессор Горного института А.П. Герман и архитектор Дули.

По материалам М. Смирнова

Back to top button