Прочее

Из истории создания Московского монетного двора (часть 3)

Летом 1917 года Временное правительство распорядилось «разгрузить» столицу Российской Империи. Петроградский монетный двор подлежал эвакуации в числе многих других предприятий. Однако, ни правительство Николая II, ни Временное правительство так и не смогли определиться с местом эвакуации монетного производства.

Тем временем на ПМД продолжалась работа. В ходе подготовки к открытию временного медного передела в Кольчугино (см. части 1 и 2) в октябре-ноябре 1916 года были изготовлены формы и маточники для монет в 1/2, 1, 2, 3 и 5 копеек. Зимой 1917 года с них перевели штемпели. Известны медные монеты Российской Империи достоинством 1 и 5 копеек с датой «1917», являющиеся пробой штемпельного инструмента.

В 1917 году в Петрограде продолжалась чеканка серебряной разменной монеты и персидских денежных знаков для русского экспедиционного корпуса в Иране, а в Кольчугино планировали изготавливать медные монеты. Тем не менее, открытия нового Московского монетного двора на тот момент не произошло. Известно, что А.Ф. Гартман, руководивший сборкой и организацией будущего монетного производства на Кольчугинском заводе, в марте 1917 года докладывал о полной готовности производства к работе. Далее он еще несколько месяцев находился при новом монетном дворе. И уже в марте 1918 года Гартман снова оказался в Петрограде. Видимо, оставаться в Кольчугино специалисту его уровня уже не имело смысла, а на ПМД явно не хватало мастеров для чеканки монет.

Дальнейшая судьба кольчугинского монетного отделения плачевна. В стране начался постреволюционный хаос. В 1918 году даже поднимался вопрос о ликвидации монетного двора в Петрограде, но к счастью, он уцелел. Новая администрация ПМД не торопилась с решением по кольчугинскому отделению. Летом 1918 года комиссар монетного двора Д.М. Соловей обратился к Министерству финансов с вопросом «как быть?», ведь в случае эвакуации, к которой ПМД был более-менее готов, имело смысл продлить контракт на аренду помещений в Кольчугино. В октябре пришел туманный ответ со словами «оставить пока станки на месте».

Позднее Высший совет народного хозяйства в лице металлургической секции уведомляет управление Монетного двора «о желательности освободить занятые помещения завода Товарищества Кольчугина под Москвой».

Но даже в 1921 году часть оборудования, инструментов и материалов все еще оставалась там. Брошенное хозяевами и ненужное Кольчугинскому заводу Монетное отделение было затоплено при весеннем разливе в 1920 году. После бегства последних сторожей в цехе была совершена кража, что побудило руководство завода убрать остатки оборудования на склад. Возможно, часть его, пригодная для переплавки ушла в плавильные печи завода. Судьба остатков неудавшегося монетного отделения неизвестна.

Спустя два десятилетия, в апреле 1942 года в Москве начал работу новый Монетный двор. Созданный на производственной базе артели «Художник-металлист» Мосгорметремсоюза, Московский монетный двор приступил в выпуску боевых наград Советского союза. Со временем, наращивая производственные мощности, совершенствуя технологии и используя новейшее оборудование, он превратился в одно из ведущих предприятий отрасли, наряду с Монетным двором в Петербурге.

По материалам М. Смирнова

Back to top button