Прочее

Средневековые денежные дворы: от молотка до пресса

С появлением талеров в Европе начала развиваться техника чеканки. На протяжении веков в этой области не происходило никаких сдвигов, поэтому до конца XV — начала XVI вв. монеты изготовлялись примитивным ручным способом. Единственными инструментами, применявшимися в денежных мастерских тех времен, были молоток и пара штемпелей. Очевидно, что при использовании подобных «технологий» имели место многочисленные случаи брака. Мастер крепил нижний штемпель к специальной наковальне, а верхний поддерживал рукой во время ударов. Если требовалось обеспечить постоянное соотношение лицевых и оборотных сторон, детали соединялись друг с другом наподобие щипцов.

Для массовой чеканки талеров ручной способ не годился. В производство начал внедряться механический молот, падавший на заготовку со значительной высоты и поэтому обладавший большой ударной силой. Цаны (полосы денежного металла), из которых потом вырезались монетные кружки, обрабатывали теперь не вручную, а на плющильном станке. На технику чеканки обратили внимание ученые. В 1514 году Леонардо да Винчи сконструировал пресс для вырубки заготовок и усовершенствовал механический молот.

Около 1550 года в Халле (австрийский Тироль) был изобретен вальцовочный станок. Штемпели вырезались прямо на его барабанах или закреплялись в специально предусмотренных для этого гнездах. Сплющенные цаны прокатывались между вальцами целиком, а уже потом из них вырубали монеты. Получались они несколько деформированными. Несмотря на этот и ряд других недостатков, вальцовка довольно долго применялась на некоторых дворах Южной Германии, в том числе в Вене, Халле, Зальцбурге и других городах.

Наиболее совершенный станок для чеканки монет — винтовой пресс (балансир) — начал работать в Аугсбурге в середине XVI века.

В 1576 году на французских серебряных пьефорах впервые появилась рельефная гуртовая надпись. Ее наносили на ребро монеты с помощью разъемного кольца, на внутренней стороне которого было выгравировано зеркальное изображение надписи. Заготовка заключалась в него перед тем, как попасть между штемпелями. После сжатия под прессом монету от него освобождали. Сначала снимали рамку, затем разбирали кольцо. Гораздо чаще гурт украшался узорчатым орнаментом или просто насечкой. Такое оформление имело сугубо практическое назначение — препятствовать обрезанию и подделке монет.

Стоит заметить, что технические новшества отнюдь не отменили ручную чеканку. На многих монетных дворах Европы она сохранялась вплоть до конца XVIII века.