Монеты Российской Империи

Медный бунт при Алексее Михайловиче

К середине XVII века медные деньги прочно вошли в обращение во многих европейских государствах, включая Испанию, Францию, Англию, Швецию и др. На Руси в то время были только серебряные деньги — мелкая «чешуя», чеканившаяся из расплющенных кусочков проволоки.

В течение длительного периода правительство Алексея Михайловича (1645-1676) готовило военные действия против Польши для освобождения украинских земель. Остро ощущалась нехватка серебра для чеканки денег. Собственного металла в стране не было и его приходилось выменивать за границей на товары. Поэтому в мае 1634 года был издан указ о переходе на новые серебряные деньги, номинальная стоимость которых была намного выше реальной стоимости содержавшегося в них драгметалла. В том же документе было велено чеканить медные монеты. Выпуск малоценных денег с принудительным курсом был беспрецедентным в русской истории. В то время один рубль медными деньгами по стоимости металла составлял немногим более одной копейки серебром.

Наладить массовую чеканку крупной меди не удалось из-за слабой технической базы наспех открытых новых денежных дворов. Сохранилось небольшое число выпущенных полтин, другие же номиналы не дошли до нашего времени. Вскоре после начала реформы решили перейти к чеканке в основном копеек, которые изготовлялись тем же способом, что и старые деньги-«чешуйки» — из кусочков проволоки.

Медный бунт при Алексее Михайловиче

Переход к медной монете дал правительству почти 4 млн рублей чистой прибыли, т.е. в два раза больше годового дохода в государственном бюджете. Однако экономически не подготовленная реформа быстро привела к тяжелейшим последствиям во всей хозяйственной жизни страны. Население не стало принимать крупные медные деньги, несмотря на строжайшие указы об опале и наказаниях за отказ. Начавшееся было в стране недовольство и брожение несколько улеглись, когда появились хоть и медные, но привычные всем по форме мелкие копейки.

Достоверно неизвестно, сколько всего монет было отчеканено за время денежной реформы Алексея Михайловича. Безусловно, их было выпущено на несколько миллионов рублей, для чего требовалось до 50 тысяч пудов меди. Запасов не хватало даже после поступления металла из Пыскора и Казани. Медь поступала от иноземных торговцев, переливалась из разной посуды и утвари, ввозилась из-за границы. Несмотря на напряженные отношения со Швецией, удавалось делать закупки даже там — особенно ценились тяжелые монеты-платы, получившие у московских купцов название «досок».

За девять лет было отчеканено такое количество денег, что оно во много раз превысило стоимость всего объема рыночных товаров в стране. Критический момент в обращении меди наступил уже в конце 1658 — начале 1659 гг. Чеканка серебряной монеты старого образца к тому моменту полностью остановилась. Резко подорожал хлеб и другие продовольственные товары. Образовались две рыночные цены: на «белые» (Ag) и «красные» (Cu) деньги.

С 1661 года медь русского чекана перестали принимать на Украине, да и по всей Руси отказывались продавать за них хлеб. Войска не желали получать больше жалование «красными» деньгами. Начались волнения в армии, вскоре усилившиеся после череды военных поражений. К 1662 году широко распространились и фальшивые медные деньги, которые не представляло особого труда начеканить из дешевого металла. Подделки выпускали даже приближенные царя. Доведенное до отчаяния московское население подняло в июле 1662 года восстание, вошедшее в историю под названием «медного бунта». Народ требовал отмены «красных» денег.

Медный бунт при Алексее Михайловиче

«Медный бунт» был жестоко подавлен царем, но через год (15 июля 1663 г.) правительству пришлось отказаться от медных монет. По новому указу их следовало обменять на серебряные старого образца, а оставшиеся на руках у населения переплавлять в слитки. Некоторые владельцы медных монет не пожелали расставаться с отмененной «чешуей», которую власти предлагали менять по невыгодному курсу: всего две серебряных деньги (полкопейки) за рубль «красными». До сих пор нередки находки кладов, в которых содержится большое количество меди Алексея Михайловича. В 1910 году одну такую «кубышку» нашли при строительстве торговых рядов прямо на Красной площади. В ней было 4820 копеек.

После 1663 года медь на Руси для монетного дела опять стала не нужна, но потребность в этом металле сохранялась, в первую очередь для пушечного вооружения. Правительство вновь занялось поисками сырья в стране. Иначе приходилось закупать металл за границей «с великим государственным убытком», чаще всего у недавнего противника — Швеции, с которой двумя годами ранее был заключен тяжелый мир: Россия отказалась от всех завоеванных в Прибалтике земель.

В 1667 новгородский гость Семен Гаврилов предлагал царю «тайным образом» достать рудокопных мастеров за границей, чтобы наладить горные работы на Руси. Известный промышленник Петр Гаврилович Марселис в те годы хлопотал перед Алексеем Михайловичем о праве на «медное дело» на реках Цильме и Ижме, а в 1669-ом просил разрешения «устроить» заводы и в Олонецком крае, намереваясь даже стать конкурентом шведского сырья. Однако до эпохи реформ Петра I страна так и не смогла в полной мере обеспечить себя собственной медью.

Back to top button