Монеты мира

Бунтари с «Баунти»

Английский парусный флот XVIII века отличался жесточайшей дисциплиной. За малейшую провинность матросов пороли плетьми, заковывали в кандалы. Более серьезный проступок влек за собой ужесточение наказания — заточение в карцер, протаскивание под килем судна или вздергивание на рее. Тяжелейший труд не компенсировался материально — зарплата была мизерной. Любое неповиновение команды рассматривалось как бунт и подавлялось с беспощадной жестокостью. История сохранила несколько примеров того, как, не считаясь с затратами, корабли Его Величества гонялись за бунтовщиками, чтобы их показательно наказать. Не избежала этой участи и комната бунтовщиков с фрегата «Баунти».

Бунтари с "Баунти"

23 декабря 1787 года корабль вышел из английского порта Спитхэд под командой лейтенанта Уильяма Блая (1754–1817). «Баунти» предстояла важная миссия — добраться до тропического острова Таити по водам Атлантического, Индийского и Тихого океанов, и оттуда доставить на плантации Карибского района саженцы знаменитого хлебного дерева. Свирепые зимние штормы сопровождали фрегат во время плавания по Атлантике. В южном полушарии встречный западный ветер не позволил Блаю выйти в Тихий океан, пройдя мимо мыса Горн.

22 апреля 1788 года капитан отдал приказ идти на Таити через Индийский океан. «Баунти» повернул на восток и через 10 месяцев после выхода из Англии, 26 октября прибыл к месту назначения. За кормой осталось свыше 9 тысяч миль. Мягкий климат Таити, приветливые аборигены, живописная местность — после дикой пляски штормовых волн тропический рай подействовало на моряков расслабляюще. Когда трюмы «Баунти» заполнили кадками с саженцами и настало время плыть на Карибы, из 46 членов экипажа не досчитались троих: Чарльза Черчилля, Вильяма Маспарта и Джона Милуорда. Беглецов изловили, выпороли и в кандалах бросили в карцер на трое суток.

4 апреля 1789 года “Баунти” поднял якоря. Снова вокруг безбрежное море, офицерские команды и наказания, суровые флотские будни. Обстановка на корабле накалялась. Нужен был только повод для бунта да кто-либо из сочувствующих офицеров, который взял бы на себя миссию управления мятежным парусником.

Капитан Уильям Блай люто ненавидел своего нерасторопного помощника Флетчера Кристиана, часто наказывая его в присутствии всей команды. Уязвленное самолюбие подтолкнуло офицера к недовольным морякам. Капитана Блая связали во сне, а затем вывели на палубу и присоединили к толпе других арестованных. С бывшим начальством поступили гуманно, все обошлось без крови. Для них спустили шлюпку, дали добровольцев-гребцов, немного воды, провизии и отпустили с миром.

Бунтари с "Баунти"

Восемнадцать человек во главе с капитаном Блаем на семиметровой спасательной лодке создали явный перегруз. Борта возвышались над водой всего лишь на 17 сантиметров. Суточный паек — мизерный. Надежды на высадку на остров — никакой. Матрос Джон Нортон, посланный однажды на берег для пополнения запасов, был тут же убит аборигенами. Блай решил идти к острову Тимор, где находилась европейская колония. Он был достойным учеником знаменитого Кука (участвовал в его третьей экспедиции), и спутники сразу почувствовали твердую руку своего командира. Гребцы, разделенные на две вахты, работали непрерывно, дождевую воду собирали в бочонки, ловили рыб и чаек.

28 мая 1789 года, после месяца плавания в океане, моряки подошли к пустынному острову Большого Барьерного рифа. На берегу они обсушились у костра, как следует поели и выспались. Через две недели они добрались до Тимора, совершив беспримерный переход в 3018 миль. Если не считать погибшего в первые дни матроса Нортона, Блай не потерял ни одного из участников вынужденного плавания, сохранив для правосудия свидетелей бунта.

В конце 1789 года королевский флот начал поиски мятежников, которые тем временем не знали, где скрыться от закона. На острове Тубуаи их встретили враждебно, и новый капитан Флетчер Кристиан повел корабль обратно на Таити. Летом следующего года парусник бросил якорь в знакомой бухте Матаваи. На борт занесли провизию, взяли домашних животных и нескольких таитянок. Бунтовщики решили просить убежища на соседнем острове. Аборигены терпели мятежников три месяца, а потом изгнали чужестранцев. «Баунти» вернулся на Таити, высадил 16 человек, решивших здесь остаться, и ушел в 20-летнюю неизвестность, скрывшись на маленьком безлюдном острове Питкэрн в южной части Тихого океана. Там 23 января 1790 моряки выгрузили с корабля все, что могло им пригодиться на суше, и сожгли судно.

Бунтари с "Баунти"

На острове длиной две мили и шириной одна миля, как в коммунальной квартире сошлись 27 человек разных по возрасту, характеру, привычкам и религиозным убеждениям. Из членов экипажа “Баунти” было 9 человек: штурман Кристиан, мичман Янг, канонир Миллс, матросы Кинталь, Мак-Кой, Смит, Уильямс и Мартин, а также садовник Браун, который в свое время ухаживал за саженцами хлебного дерева. Кроме них на остров прибыли с Таити 6 мужчин, девочка и 12 женщин. Попытка сосуществования закончилась трагически. От взаимной неприязни поселенцы быстро перешли к кровопролитию и скоро из европейцев в живых осталось только четыре человека. К концу 1800 года необычная колония насчитывала девять женщин, девятнадцать детей-метисов и только одного мужчину — матроса Александра Смита.

Судьба мятежников, оставшихся на Таити, была печальна. Их разыскали и арестовали посланцы Адмиралтейства. Часть беглецов была убита островитянами, трое повешены на реях линейного корабля «Брансуик», остальные помилованы или осуждены на различные сроки каторжных работ.

Бунтари с "Баунти"

Капитан Вильям Блай умер в 1817 году в чине вице-адмирала, оплакиваемый тремя сыновьями, большой семьей и друзьями. Приключения экипажа парусника через двести лет неожиданно всплыли в литературе и кинематографе. «Баунти» был воссоздан в первоначальных размерах, о нем сняли несколько художественных фильмов, и теперь история бунтарей считается одним из романтических эпизодов в летописях эпохи безраздельного господства парусного флота в водах Мирового океана.

Back to top button