Монеты Российской Империи

Денежный мастер Петра Первого

Имя Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), выдающегося экономиста и публициста петровской эпохи, хорошо известно по его произведениям, неоднократно издававшимся в нашей стране. Написанная им «Книга о скудости и богатстве» — одно из наиболее ярких сочинений того времени. Однако не все знают, что основной специальностью Посошкова было монетное дело, которому, судя по дошедшим до нас документам, он посвятил значительную часть своей жизни. Его деятельность приходится на годы проведения коренной реформы русской денежной системы в конце XVII — начале XVIII вв.

Первые сведения о Посошкове содержатся в документах Преображенского приказа, посвященных следствию по делу игумена Андреевского монастыря Авраамия. Священнослужитель подал на имя Петра I записку, в которой осуждал некоторые из царских нововведений и довольно неодобрительно отзывался о самом государе и его окружении. Арестованный в связи с этим и допрошенный в Преображенском приказе, Авраамий в числе своих «друзей и хлебояжцев давних» назвал Ивана Посошкова. Последний был вызван на допрос, где показал, что игумен «знакомец ему третий год, и что призвал он Ивашку к себе для дела денежного стану в поднос к великому государю».

Расследование проходило зимой 1696-1697 гг. Из процитированного выше документа ясно, что Посошков, познакомившийся с Авраамием тремя годами раньше, уже в 1694-ом был известен как мастер денежного дела, так как именно ему было поручено сделать образцовый стан для чеканки «в поднос» самому Петру Первому. К счастью, расследование закончилось для мастера благополучно, и он вернулся к прежним занятиям.

Вторая половина 90-х годов XVII века — это время перехода к непосредственному осуществлению монетной реформы. Одним из ее основных мероприятий явилась замена маленьких серебряных копеек-«чешуек» ручного изготовления крупными деньгами нескольких номиналов, отчеканенными механическим способом из трех различных металлов (Au, Ag, Cu).

Денежный мастер Петра Первого
Копейка — Петр I Великий (старая)

Первые пробные монеты достоинством в полтину появились в 1699 году. К тому времени стало очевидно, что для их изготовления нужны совершенно новые станы, значительно более массивные и крепкие, чем приспособления для чеканки старых неровных копеек. Именно поэтому за три года до пробного выпуска, как мы уже знаем из документов допроса, Посошков работал над изготовлением денежных инструментов «на образец».

В доношении 1701 г. под названием «О ратном поведении», адресованном боярину Ф.А. Головину, мастер упоминает свое прежнее письмо на имя Петра I. В нем Посошков предлагал нововведения, связанные с организацией производства монет, скорее всего медных номиналов уменьшенного веса. По его подсчетам, изменения могли дать экономию в три миллиона рублей, необходимых для мероприятий по совершенствованию армии.

В распоряжении историков имеется еще одно косвенное свидетельство близости Посошкова к денежному делу. 7 декабря 1699 года он подписал за неграмотного рабочего Василия Андреева расписку в получении последним пяти аршин английского сукна в награду «за его работу, что он режет маточники на немецкой стали».

Денежный мастер Петра Первого
1 копейка 1707 года (Петр I)

Организация чеканки первых русских медных монет механического производства была возложена на Ивана Посошкова, и он блестяще справился с трудной задачей. Вот что пишет сам мастер в сочинении «О скудости и богатстве»: «Егда царского величества состоялся указ, еже делать круглые деньги медные, то никто из русских людей, ни из иноземцев не сыскался такой человек, чтобы те струменты к таковому делу состроить, только иноземец Юрий Фробус имался, что добыть таковых людей из-за моря. И я, видя в том деле протяжность великую, вступил и все то дело установил».

В книге расходов Приказа Большой казны за 1703 год есть следующая запись: «Медного денежного двора уставному мастеру Ивану Посошкову 100 рублей». Та же сумма стоит в краткой описи, относящейся к 1701-му. Стоит отметить, что оклады других работников двора не превышали 35 рублей.

Еще один документ с подписями дьяка Алексея Курбатова и смотрящего Федора Обухова рассказывает о том, что 10 ноября 1704 года «по указу великого государя мастеру Ивану Посошкову на дело печатного и обрезного станов и иных к ним инструментов и на покупку железа чугунного и полосного и за наем мастеров по росписи было выдано 79 рублей и 21 алтын с распиской». Сопоставив даты и данные по чеканке монет, легко выяснить, что в приказе говорилось об обустройстве Кадашевского монетного двора, где Иван Тихонович налаживал выпуск первых медных монет Петра Великого.

Денежный мастер Петра Первого
Полушка 1707 года (Петр I)

Существует «Запись об устном доношении» Посошкова в Золотую палату, датированная 16 октября 1708 г. В ней он предлагает способ пресечения случаев появления фальшивых монет: «Медные деньги в весу и воображении изменить и учинить их новым развесом и образцом отметным». Документ заканчивается распиской Ивана Тихоновича в получении десяти рублей «на опытные денежные инструменты».

И, наконец, в «Книге о скудости и богатстве» Посошков говорит еще об одном письменном «доношении», которое он подал на имя Петра I в 1718 году. Он высказался против понижения пробы серебряных русских монет, славившихся на мировом рынке особой чистотой металла. Кроме соображений международного престижа, мастера волновало еще и то, что низкопробные деньги будут «вельми к воровству способны», то есть удобны для фальшивомонетчиков.

В свете рассмотренных выше документов Иван Тихонович Посошков представляется значительной фигурой в деле осуществления петровских денежных преобразований. Удачное сочетание качеств мыслителя-экономиста и мастера-чеканщика, знатока технической стороны монетного производства, позволило Посошкову проявить себя и в области теории, и в практической деятельности по реорганизации финансовой системы России конца XVII — начала XVIII вв.

Back to top button