Монеты Российской Империи

Царь и великий князь Федор всея Руси

Иван IV Грозный умер в марте 1584 года, а 31 мая состоялось венчание на царство его сына Федора. Большинство исследователей сходятся во мнении, что наследник был не способен самостоятельно управлять государством по причине слабого здоровья и, по некоторым данным, небольшого ума. Он почти не принимал участия в политических делах и все 14 лет царствования находился под опекой — сначала вельмож, а затем своего шурина Бориса Годунова.

Монеты Федора Ивановича занимают весьма скромное место среди общей денежной массы, чеканенной по трехрублевой стопе в 1535-1611 годах. Редко встречаются и клады времен его правления.

Ранний чекан представлен продукцией всех трех денежных дворов государства (Пскова, Новгорода и Москвы). Изучение найденных монет показало, что мастеры использовали ограниченное количество штемпелей и придерживались небольших тиражей.

В первые годы царствования Федора Ивановича сохранялись все характерные особенности чеканного дела, определившиеся при Иване Грозном. Существовало разделение функций между дворами: Москва специализировалась на изготовлении денег, а Псков и Новгород — копеек. Внешнее оформление монет также следовало старым традициям. Легенды писались без отчества царя, дворы по-прежнему не имели специальных знаков для выделения своей продукции, а буквы и их сочетания обозначали имена собственные.

Царь и великий князь Федор всея Руси
Деньга ГК 105 — Федор Иванович

Причину малых денежных тиражей следует искать в экономическом и политическом положении страны после правления Ивана Грозного. Непосредственным поводом стало отсутствие или острый недостаток сырья, поступавшего на монетные дворы. После Ливонской войны (1558-1583) опорные пункты русской торговли с Европой — Ям, Копорье, Корела, Ивангород и Нарва — оказались в руках шведов, а Псков и Смоленск были разорены в результате сражений. Давал о себе знать и хозяйственный кризис 80-х годов XVI века. Оживленные связи с Западом через Белое море были делом будущего — Архангельск основали только в 1584-ом. К тому же торговля по северным морским путям была монополией английских купцов, которые возили сукно, а не серебро. Активно действовавшим оставался только Мурманский берег, откуда в Россию проникало некоторое количество серебра с Запада.

Положение изменилось после 1595 года, когда по Тявзинскому миру, завершившему пятилетнюю русско-шведскую войну, Московскому государству были возвращены Ям, Копорье, Корела и Ивангород. Началась торговля с Нарвой. Выборг и Ревель стали пропускать иноземных купцов с товарами в русские пограничные области. Поколебалось монопольное положение англичан — их начали активно вытеснять голландские конкуренты. В результате ожила торговля с европейскими странами, вызвавшая усиление притока серебра на денежные дворы. Об этом свидетельствуют и дошедшие до нас клады, датированные 1595-ым и последующими годами. В них наблюдается заметное увеличение общего количества монет Федора Ивановича и их типов.

В кладе 1596 года, найденном в селе Яжелбицы Новгородской области, был обнаружена новая копейка. На ее лицевой стороне изображен скачущий всадник и буквы, которые всеми исследователями расшифровываются совершенно одинаково: «Великий Новгород. 104». Трехзначная цифра является годом без указания тысячелетия — в переводе на современное летосчисление она означает «1596». Так в русское денежное обращение впервые вошли копейки с датой и знаком Новгородского денежного двора, который стал продуктивно работать сразу после изменения внешнеторговой конъюнктуры. Были изготовлены лицевой и оборотный маточники, снятыми с них штемпелями начали чеканку новых типов копеек, одновременно с этим использовались старые образцы, что в целом способствовало резкому возрастанию объема производства. Не могло не сыграть роли и то обстоятельство, что в последние годы царствования Ивана Грозного территория Новгородского двора заметно расширилась. Кроме этого, процветанию благоприятствовало его расположение поблизости от опорных пунктов западноевропейской торговли на русской границе.

Псковский денежный двор тоже оживил свою деятельность после 1596 года. Новшества там проявились в помещении на монетах буквенного сочетания (как это наблюдалось и в Новгороде). Ученые сходятся во мнении, что его вполне уместно расшифровать как «Псков».

Царь и великий князь Федор всея Руси
Копейка 1584-1598 гг. — Федор Иванович (Псков),

Изменения явно носили централизованный характер, так как они прослеживаются не только в Новгороде и Пскове, но и в Москве. В кладе 1596 года, найденном в столице государства, обнаружена копейка с неизвестным до того знаком М под ногами всадника. Буква впоследствии стала обозначать Московский денежный двор. Находка представляется важной еще и потому, что свидетельствует о начале чекана нового номинала (копейки) в столице. Это событие было следствием того, что к концу XVI века денга окончательно перешла на положение разменного номинала, а ведущая роль закрепилась за копейкой. Московский двор, во второй половине правления Ивана Грозного постепенно приходивший в запустение, должен был перейти на чеканку нового номинала, чтобы не закрыться окончательно.

Царь и великий князь Федор всея Руси
Копейка ГК 126 — Федор Иванович (Москва)

Деньги при Федоре Ивановиче Блаженном, очевидно, продолжали чеканить до самого конца его правления, но в ограниченных количествах. Номинал часто встречается в кладах времени Годунова и первого десятилетия XVII века.

Back to top button