Монеты мира

Начало Великих географических открытий: Португалия

В 1261 году король Афонсу III окончательно включил в состав Португалии территорию Алгарви — последнего мавританского владения на юго-западе Пиренейского полуострова. Реконкиста была завершена.

Монархия и церковь Португалии, пользуясь финансовой помощью генуэзских купцов, начали искать новые районы своих интересов. Местные фидалгу (дворяне-воины) превращались в отважных мореплавателей, каравеллы которых уходили все дальше от Бискайского залива. Вскоре наладились постоянные торговые связи с кастильскими, французскими и нидерландскими портами. Португальские купцы стали постоянными посетителями прибрежных городов южной Англии.

И все же энергия воинственных фидалгу не находила достойного применения. Северные и восточные рынки сбыта ревниво охранялись мощными торговыми объединениями: Ганзейским союзом, генуэзцами, венецианцами и каталонцами. Оставались только просторы Атлантики.

Немаловажную роль в португальской морской экспансии XIV века сыграло вмешательство в большую политику сильного и богатого ордена тамплиеров. Когда в 1291 году пала Аккона — последний оплот крестоносцев на Ближнем Востоке, магистр Жак де Моле и его окружение приняли решение перебазироваться в Европу. Богатства, полученные во время походов на Иерусалим, позволили им скупить земли во Франции и на Пиренеях для постройки укрепленных замков-монастырей. Ростовщические операции и активное участие тамплиеров в международной торговле еще больше увеличили финансовое могущество ордена. Только в Париже им принадлежала треть земельной собственности. Даже король Филипп Красивый являлся крупным должником храмовников. Чтобы «рассчитаться» с кредиторами, он фильсифицировал обвинение ордена во всех смертных грехах. В результате тамплиеры во Франции были арестованы, многие казнены. Имущество ордена конфисковано в королевскую казну. В Италии и Германии последовали примеру Франции. В 1312 году на Вьенском церковном соборе папа Климент V официально ликвидировал орден.

В Португалии король Диниш I Земледелец решил сохранить тамплиеров, как наиболее многочисленную и боеспособную часть армии. Он предложил переименовать орден, на что храмовники охотно согласились. Так в 1319 году на Пиренейском полуострове возник орден Христа, унаследовавший имущество португальских тамплиеров.

Ко времени описываемых событий генуэзские дотации на морском рынке значительно сократились. Португальцы, снаряжавшим одну экспедицию за другой, были крайне заинтересованы в обретении новых источников финансирования. Таковыми для них стали подвалы замков тамплиеров.

На два столетия затянулся спор между Португалией и Кастилией по поводу Канарских островов, лежащих на перекрестке морских путей у северо-западного побережья Африки. На приоритет открытия этих земель претендовали и финикийцы, и греки, и норманны, и генуэзцы. С 1336 года острова были официально провозглашены коронными землями Португалии, хотя монархи Кастилии резко протестовали против этой аннексии.

Начало Великих географических открытий: Португалия
100 эскудо 1989 — Открытие Канарских островов (Португалия)

Постепенно расширялся район плавания фидалгу в Атлантике, для чего им потребовалась база на африканском побережье. В 1415 году португальский морской десант штурмом овладел марокканской крепостью Сеуту. В рядах десантников был инфант Энрике — третий сын короля Жуана I и Филиппы Ланкастерской — сестры Генриха IV. По мнению большинства историков, именно он впоследствии возглавил мощную португальскую морскую экспансию, ставшую началом Великих географических открытий.

Позднее Энрике стал известен под именем Генриха Мореплавателя. Именно ему Европа обязана развитием навигационной науки. Примечательно, что будучи сухопутным человеком, он побывал на борту корабля только единожды — во время поездки в Сеуту и обратно.

Начало Великих географических открытий: Португалия
2,5 экю 1991 года — Генрих Мореплаватель (Португалия)

В 21 год Энрике получил рыцарское звание, и при английском дворе ему прочили блестящую военную карьеру. Однако принц предпочел изучение неизведанного — поиск морских путей в далекие страны. По словам летописца Гомиша Эаниша ди Зурары, причиной тому послужили пять исходных намерений: узнать, что находится за мысом Бохадор, развить торговлю с вновь открытыми странами, уточнить границы ареала «неверных» и найти союзника в войне с ними для обращения их в христианство.

За спиной Энрике стоял могущественный Святой Престол, намерения которого совпадали с планами принца. Став Великим магистром ордена Христа, Энрике получил возможность не стесняться в средствах, отпускаемых на экспедиции.

Первые корабли, вышедшие для исследования побережья Африки, экипировались за его счет. По мере выхода к новым землям и благодаря широко развившейся работорговле, Великий магистр сначала уменьшил свои расходы наполовину, а затем начал получать 1/4 доходов от каждой экспедиции без оплаты издержек.

Когда Генрих Мореплаватель приступил к осуществлению своих планов, в его распоряжении были хорошо оснащенные суда, грамотные капитаны и опытные экипажи. Будучи губернатором Сеуту, он много внимания уделил сбору информации о западном побережье Африки и ежегодно посылал корабли, приказав им продвигаться как можно дальше на юг и доносить обо всем, что они узнают. Один из парусников даже достиг мыса Бохадор, но команда, испугавшись громадных рифов и ревущих потоков, повернула обратно.

В 1419 году два фидалгу, Жуан Гонсалвиш Зарку и Триштан Ваш Тексейру, вызвались обогнуть устрашающий мыс. Во время рейса они попали в сильный шторм, пригнавший каравеллу к острову, покрытому зарослями драконового дерева, смола и древесина которого высоко ценились. Фидалгу поспешили с докладом к губернатору Сеуту и получили приказ основать на найденной земле поселение.

Три судна с колонистами, семенами, сельскохозяйственными орудиями и животными были посланы на Порту-Санту — так назвали остров. Привезенные кролики размножились в таком количестве, что за два года истребили всю растительность. Остров пришлось покинуть. Столь печальный опыт не был учтен впоследствии при колонизации Австралии, и история там повторилась, правда, покидать материк не пришлось.

Начало Великих географических открытий: Португалия
100 эскудо 1989 — Открытие острова Мадейра (Португалия)

Возвращаясь в Сеуту, фидалгу нашли еще один необитаемый остров, покрытый лесом. Они назвали его Мадейра (от порт. «лес»). Весть о новом открытии дошла до Генриха, который решил больше не разводить кроликов, а культивировать там виноград и сахарный тростник. На этом исследования восточной акватории Тихого океана были завершены.

Дальнейшее проникновение португальцев на юг затормозилось у упомянутого выше мыса Бохадор. Двадцать лет мореплаватели пытались его обогнуть, однако встречные течения, мели и ветра сводили на нет все начинания. Неудачи породили массу легенд о демонах, сиренах, наядах и прочих фантастических существах южнее Бохадора.

Только суровое указание Великого магистра Энрике заставило капитанов вновь отважиться на риск и пойти к «району ужасов». В 1433 году началась экспедиция Жила Эанеша. Первая попытка оказалась неудачной, но уже на следующий год мыс покорился настырному капитану. С берега, лежащего южнее Бохадора, инфанту Энрике были доставлены цветы, подтверждающие наличие жизни в неизведанном ранее крае.

Начало Великих географических открытий: Португалия
100 эскудо 1987 — Жил Эанеш (Португалия)

В 1435 году Эанеш вновь доплыл до мыса, а затем и за него на расстояние в 150 миль. По следам отважного капитана виночерпий Генриха по имени Альфонсу Гонсалвиш Балдайя в 1436-ом преодолел уже 300 миль к югу.

Доклады капитанов о наличии в открываемых районах людей с черным цветом кожи заинтересовали принца. В 1442 году в Лиссабон были доставлены десять афроамериканцев. Начался период работорговли.

Back to top button