Имя швейцарского живописца Арнольда Бёклина (1827-1901) тесно связано с филателией. На многих марках имеется шрифт, носящий его имя («Беклин-шрифт»). Русские художники начала XX века отдавали дань знаменитому уроженцу Базеля: в салонах Москвы и Петербурга о художнике говорили так, словно он только что побывал в России и недавно уехал.
Прежде всего, необходимо назвать имена Михаила Врубеля и Виктора Васнецова. Взглянув на неповторимую врубелевскую «Царевну-лебедь» (м. № 3592), мы сразу же узнаем бёклиновские приемы: сказочная, мистическая атмосфера, сочетание в одном персонаже свойств человека и животного, темная цветовая гамма — все это напоминает нам о швейцарском символизме.
Не менее выразительны и полотна Васнецова. Если поместить под обложкой одной и той же книги картины швейцарского мастера «Игра наяд и тритонов», «Пан», «Остров мертвых» и картины Васнецова «Аленушка», «Три богатыря» (м. № 1650), «Витязь на распутье» (м. № 3705), мы увидим, что оба живописца искали в природе источники грез, романтических переживаний.
Мало кто знает, что с Бёклином сравнивали Исаака Ильича Левитана. Это сравнение было высказано при трагических обстоятельствах. Дело в том, что среди полотен Бёклина есть довольно мрачная картина «Художник и смерть». Умирающего Левитана однажды сравнили с героем этой картины, которого Бёклин писал с самого себя. У Левитана есть также полотно «Над вечным покоем», которое сравнивают с бёклиновским холстом «Остров мертвых».
Достаточно мотивам швейцарца было появиться на некоторых марках, и эти почтовые знаки превращались в шедевры курьерской графики. В 1968 году в ЧССР вышла марка с репродукцией картины Яна Прейслера «Черное озеро» (м. № 1687 — каталог «Ивер»). Мир этого мистического озера — часть бёклиновской сказочной вселенной (при всей самостоятельности великого чешского символиста Яна Прейслера). В свое время марка была признана лучшей в Европе. Она стала подлинной жемчужиной филателистического дизайна. Гравюру на стали выполнил знаменитый чешской гравер Йозеф Герчик. Обычно его оптимистическое творчество далеко от беклиновских мрачных мотивов, и от напряженной, нервной стилистики Яна Прейслера — последователя Бёклина. Шутник и весельчак Герчик воплотил на маленьком марочном пространстве целый мир мрачноватых фантастических грез. Марка по праву получила высокую награду.
Мало кого из художников Западной Европы так горячо любили в России. Память о его работах выражалась в изумительных по красоте рисунках и картинах живописцев и графиков, навеянных творчеством Бёклина.
Советская марка 1951 года с репродукцией картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря» отсылает зрителя в фантастическую вселенную. Бёклиновский мир связан с колыхающимися травами и летающими над полем жутковатыми птицами. Для русской культуры также был характерен образ поля, над которым летают коршуны, колышутся травы.
Бёклину воздавали дань представители разных жанров искусства. Американский писатель Роджер Желязны написал роман «Остров мертвых», а Сергей Рахманинов — симфоническую поэму с таким же названием. Фильм, также имеющий в качестве названия знаменитое полотно Бёклина, создал талантливый петербургский режиссер Олег Ковалев.
Бёклиновские мотивы пустили в России глубокие и прочные корни. Они просто обязаны со временем появиться на марках. Но и сегодня в филателистических материалах многих стран можно отыскать бёклиновскую стихию.
В наше время приобрести и продать советские марки можно на онлайн-аукционах. Приглашаем Вас на торговую площадку ANUMIS, где регулярно выставляются почтовые знаки СССР, России и иностранных государств.