Прочее

Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги

К середине XIX века в России остро назрела необходимость в строительстве железных дорог. Доставка грузов традиционным гужевым способом значительно удорожала перевозки, земледельческий центр России не был связан всесезонными дорогами с портами Балтийского и Черного морей.

Железнодорожная политика государства отдавала приоритет освоению наиболее хлебородных губерний. Первая ж/д вошла в российские черноземы осенью 1866 года. Это была линия Рязань-Козлов. В том же году Министерство Путей Сообщений разработало перспективный проект строительства железнодорожных линий.

В первый период строительства (1860-70-е гг.) ж/д линии появлялись практически каждый год: Козлов-Воронеж (июль 1868 г.), Грязи-Борисоглебск и Козлов-Тамбов (декабрь 1869 г.), Орел-Грязи (август 1870 г.), Борисоглебск-Царицын и Тамбов-Саратов (июль 1871 г.), Воронеж-Ростов (ноябрь 1871 г.).

Всего за пять лет новые железные дороги соединили земледельческий центр страны с Москвой и Петербургом, с портами Азовского и Черного морей, с городами на Волге. Было положено начало железнодорожному освоению Заволжья.

В 1893 году путем слияния частных Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской ж/д с казенными Орловско-Грязской и Ливенской ж/д произошло образование акционерного общества Юго-Восточных железных дорог. Тогда же обществу было предоставлено право сооружения линии Балашов-Харьков, которая была завершена в декабре 1895 года.

В сферу влияния Юго-Восточной железной дороги вошли губернии: Орловская (пятью уездами), Тульская (двумя), Тамбовская (шестью), Саратовская (двумя), Курская (тремя), Воронежская (всеми двенадцатью), Область войска Донского (шестью округами и одним уездом). Правление Общества находилось в Санкт-Петербурге (Бассейная 40).

Образование Общества Юго-Восточной железной дороги было отмечено выпуском специального памятного знака, в котором запечатлелась история первого этапа строительства российских ж/д в центральной части страны.

Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги

Сам по себе знак достаточно красноречив. Он представляет собой лежащий на боковой стороне правильный восьмигранник с максимальным диаметром 28 мм и толщиной в центральной части около 5 мм. Знак позолочен и оконтурен по лицевой стороне рельефным бордюром, внутри которого, примыкая к каждой стороне, расположены восемь геральдических щитов с гербами Воронежской, Курской, Орловской, Екатеринославской, Тамбовской, Астраханской, Харьковской и Саратовской губерний. Центральную часть занимает герб Области войска Донского.

Все гербы выполнены в технике цветной эмали. К боковым сторонам примыкают буквы старославянского алфавита, обозначающие сокращенные названия железных дорог, образовавших Общество: БХ, ОГ, ГЦ и КВР. Знак увенчан императорской короной, из-под которой на обе стороны спадает синяя Андреевская лента.

Для ношения на мундире, в верхней части короны находится подвижное кольцо, на тыльной стороне которого просматриваются буквы клейма “НТ”. Неразборчивый оттиск другого клейма сделан и на ребре знака.

На оборотной стороне, в прямоугольнике синего цвета расположена надпись: «ЮГО-ВОСТОЧНЫЯ ЖЕЛЪЗНЫЯ ДОРОГИ», ниже указан год «1893». Две боковых и нижняя грани знака украшены выступающими стилизованными рельефными трилистниками. Над прямоугольником синими буквами на золотом фоне обозначены инициалы и фамилия владельца: «В. I. Стебницкий».

Согласно данным, опубликованным в периодической печати конца XIX — начала XX вв., Виктор Иеронимович Стебницкий в 1892 году служил в чине коллежского асессора старшим помощником делопроизводителя в Департаменте железных дорог. С 1896-го — он присяжный поверенный, старшина, а с 1909 года — председатель СПб железнодорожного клуба и правления Ссудно-сберегательной кассы служащих в Департаменте ж/д. Таким образом, В.И. Стебницкий не был членом правления Общества Юго-Восточных железных дорог, хотя имел к нему самое непосредственное отношение.

В собрании отдела нумизматики Государственного Эрмитажа хранятся два похожих именных жетона. Один из них, выполненный в золоте, принадлежал С.Г. Дебольскому, служившему с 1875 года в Обществе Грязе-Царицынской ж/д, которое в 1893 году вошло в состав Юго-Восточных ж/д. На ушке его знака стоят клейма «НТ» и герб Петербурга. Второй жетон выполнен из серебра с позолотой и не имеет клейм, он принадлежал П.Е. Вишнякову.

*По материалам В. Васильева.
**Памятные жетоны и знаки, посвященные различным событиям, регулярно выставляются на аукционе ANUMIS.