Прочее

Почтовая марка Рузвельта

Многим известно, что 32-ой президент США Франклин Делано Рузвельт был увлеченным филателистом. Но далеко не все знают, что политик придумал дизайн для одной из почтовых марок.

Это был своего рода эксперимент. Президента заинтересовала картина известного американского художника Джеймса Уистлера под названием «Портрет матери». Именно ее Рузвельт решил использовать в качестве основы для марки.

Марка "Портрет матери" США

История полотна довольно проста. Джеймс Уистлер изобразил на нем свою мать Анну Матильду, о которой известно не так много. Согласно семейной хронике, Анна родилась в 1804 году в семье врача из Северной Каролины. В возрасте 27 лет она вышла замуж за отставного офицера Джорджа Вашингтона Уистлера. Молодой супруг был инженером-строителем.

Портрет матери (для почтовой марки)

Вскоре после свадьбы Джорджа пригласили на работу в Петербург. В столице Российской Империи семья Уистлер жила с 1843 по 1848 год. Джордж получил место инженера на Николаевской железной дороге, связывавшей Петербург и Москву. Своего сына Джеймса он определил на учебу в Императорскую академию художеств.

«Портрет матери» Джеймс написал намного позже, в 1871 году, после того, как переехал в Англию. Анне Матильде на картине 67 лет.

Портрет уже был знаменит и выставлялся в Лувре, когда Рузвельт перенес его сюжет на почтовую марку. Было у картины и неофициальное название. С легкой руки одного из критиков «Портрет матери» превратился в «викторианскую Мону Лизу».

Рузвельт лично сделал кадрирование и карандашный проект почтовой миниатюры:

Почтовая марка Рузвельта

Марку с изображением Анны-Матильды Уистлер президент посвятил всем матерям Америки. Она была выпущена в 1934 году. Известны 3 разновидности данного почтового знака с разным размером изображения.

Критика

Легко заметить, что итоговая версия марки отличалась от предложенной Рузвельтом. Более того, ее оформление подверглось резкой критике.

Одни были возмущены тем, что картину сильно укоротили, нарушив тем самым ее композицию. Другие не понимали, откуда взялась ваза с цветами в левом нижнем углу. Ведь на оригинальном полотне ее нет. Праздничный букет никак не вписывался в мрачный настрой шедевра Уистлера.

Дошло до того, что директор Музея современного искусства Нью-Йорка заявил: “Если бы Уистлер был жив, то он был бы в ярости”.