Монеты России

Паровоз Черепановых появился на 3 рублях РФ

16 августа 2021 года Центробанк РФ объявил о премьерном выпуске серии памятных денежных знаков «Изобретения России». Новый цикл рассказывает о самых главных творениях наших соотечественников, прославивших родину. Первым выпуском серии стали 3 рубля из серебра 925 пробы с цветным изображением первого паровоза, построенного в России.

Памятная монета отчеканена в Санкт-Петербурге, ее тираж составил 3 тысячи штук. Качество изготовления всех экземпляров соответствует высшей категории «пруф». Диаметр круглого дензнака равен 39 миллиметрам. Масса серебра в чистоте составила 31,1 грамма.

3 рубля - Паровоз Черепановых (реверс)

На реверсе монеты располагается рельефное изображение паровоза на рельсах с управляющим машинистом на подножке. Часть локомотива оформлена в цвете. На заднем плане видны заводские постройки и трубы с выходящим из них дымом. Справа вверху по окружности вдоль выступающего канта проходит надпись: «ПАРОВОЗ ЧЕРЕПАНОВЫХ». Внизу монетного поля стоит год окончания постройки первого российского локомотива: «1834».

3 рубля - Паровоз Черепановых (аверс)

Лицевую сторону 3 рублей по традиции украшает рельефное изображение двуглавого орла со скипетром и державой – государственный герб РФ. Слева от птицы стоит обозначение серебра по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и проба сплава: «Ag 925». Справа возле канта располагается клеймо Санкт-Петербургского монетного двора.

Боковая поверхность 3 рублей имеет рифления.

Нижнетагильские изобретатели

Первый российский паровоз построили Ефим Алексеевич Черепанов и его сын Мирон. Изобретатели были крепостными крестьянами знаменитой династии Демидовых и работали на принадлежавшем ей Выйском металлургическом заводе в Нижнем Тагиле.

К 1820 году отец и сын Черепановы уже прославились созданием первых русских паровых машин, которые приводили в движение токарный станок и мельницу. После этого хозяин Николай Демидов отправил Ефима Алексеевича в Лондон для изучения английских механизмов. Позже на туманном Альбионе побывал и Мирон Черепанов.

3 рубля - Паровоз Черепановых (гурт)

В Англии русские инженеры впервые увидели самоходную паровую машину, которая перевозила грузы по железной дороге. Вернувшись домой, они решили самостоятельно построить такое же чудо техники. К 1834 году первый русский «сухопутный пароход» был готов и успешно прошел испытания. Локомотив мог перевозить по рельсам до 3,3 тонн грузов со скоростью 13-16 километров в час.

В 1836 году отец и сын Черепановы построили первую в истории России железную дорогу. Путь длиной 854 метра соединил Выйский завод с Меднорудянским рудником.

Изобретения уральских мастеров принесли им лучшую награду – освобождение от крепостной зависимости. Сейчас модели и макеты первого отечественного паровоза украшают многие российские города:

  • Нижний Тагил;
  • Екатеринбург;
  • Калининград;
  • Новосибирск;
  • Красноярск;
  • Хабаровск.

Несмотря на большое количество памятников локомотива, имена его создателей оказались незаслуженно забытыми в истории страны. Изобретение Черепановых вскоре заменили другие паровозы с усовершенствованными характеристиками. А первой русской железной дорогой стали считать Царскосельскую ветку, хоть она и появилась на 3 года позже, чем Нижнетагильская «чугунка».